Персональный сайт - КСО
Суббота, 23.03.2019, 18:37
МБОУ Анашенская СОШ №1
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Полезные ссылки
BB
Статистика

Коллективный способ обучения 

Концепция развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края

План отдела образования по реализации Концепции

План работы ОУ в рамках реализации Концепции

План методической работы на II полугодие 2018-2019  уч. года  

Циклограмма деятельности ОУ в рамках Концепции на подготовительном этапе

Расписание, режим дня с учетом РВГ

Оргпроект школьного методического семинара «Методика Ривина»
Оргпроект школьного методического семинара «Педагогическая психология»

 


       В  нашей школе прошли первые пробы технологии коллективного способа обучения. Учителя Денисова Н.Е ( учитель русского языка и литературы) и Харламова О.Ю (учитель обществознания) на уроках в 5 классе  показали применение методики  Ривина, которая направлена на  смысловое изучение текста. Пятиклассники были погружены в необычную атмосферу на уроке. Им была предоставлена возможность спланировать свои действия, выбрать пару для изучения текста и высказать свою позицию. Ребята активно включились в деятельность по работе с текстом: формулировали главную мысль, находили ключевые слова, озаглавливали абзацы, пересказывали и задавали друг-другу вопросы на понимание

 

 


         В рамках плана реализации Концепции развития образования в сельских муниципальных районах Красноярского края в нашей школе идёт активная подготовка ко второй (более длительной) пробе организации учебного процесса в разновозрастных группах. Всю вторую четверть педагоги школы разрабатывают учебно методический материал, осваивают  сами на школьных методических семинарах основные методики коллективных занятий и обучают этим способам работы учащихся. Семинары проходят еженедельно, каждую пятницу. Для более чёткой организации, в расписании уроков последними стоят методические уроки для учителей. Здесь соблюдается важный принцип работы со взрослыми: обучать, не рассказывая про метод, а погружая в него.

    В начале декабря прошли методические уроки по теме «Педагогическая психология». Под руководством Лозневой Надежды Сергеевны учителя осваивали теорию поэтапного формирования умственного действия по П.Я.Гальперину и отрабатывали способ организации работы в парах по этапам процесса усвоения знаний.


 

       Активная подготовка к пробе продолжается. На уроках идёт отработка методик организации  учебного процесса в РВГ (в  разновозрастных группах). Составлен график открытых уроков. На прошедшей неделе учителя  побывали на открытом уроке изобразительного искусства в 5 классе, где учащиеся знакомились  с понятиями «графика» и «живопись» работая с текстами по методике Ривина.      

 

 


Первая неделя пробы.

    22 января в нашей школе была запущена вторая и более длительная проба « Коллективные занятия в разновозрастных группах» для учащихся 5-8 классов. В основе пробы лежит погружение в несколько предметов два дня в неделю – вторник и четверг. Один из таких предметов – математика.

    Планирование на неделю было организовано накануне, в понедельник. После уроков ребята получили раздатки, вместе с учителями изучили их содержание, расписание занятий,  режим работы в дни без классов и уроков и общий подход к планированию своего индивидуального маршрута на предстоящую неделю. Результаты планирования ребята занесли в табло, после этого началась работа учительской кооперации по планированию организации учебного процесса на предстоящий, первый, день пробы.

    Казалось,  предусмотрели всё, но в процессе работы без накладок, конечно же, не обошлось. Коррективы вносили сразу, в процессе работы.

    Самым трудным этапом в этот день было планирование учащимися своей работы на день. Вместо запланированных 20 минут, оно затянулось на 40 минут.

   Однако, уже в четверг, 24 января, большая часть ребят спланировали свою деятельность на день, уложившись во времени, и вся работа на занятиях прошла более организованно. Учащиеся  чётко следили за временем (звонков и обычных уроков в эти дни нет), выдерживали временные промежутки, спланированные ими, и своё индивидуальное расписание занятий на день.

   Все учащиеся распределены в постоянные отряды. Один раз в неделю (в четверг) проходит рефлексия в постоянных отрядах и совет командиров. На совете командиров ребята озвучили результаты работы в первые дни пробы, трудности с которыми столкнулись, и свои предложения.

   Общее собрание планируется проводить один раз в месяц.

  Итак, начало есть! Впереди вторая неделя пробы!

  


      29 января, в третий день пробы,  мы с улыбкой и небольшой тревожностью встречали в нашей школе кандидата педагогических наук, заведующую лабораторией методологии и технологии  коллективного способа обучения, Минову Маргариту Васильевну. Небольшая тревожность была от того, что нам предстояло услышать  экспертную оценку  организации в школе пробы в рамках Концепции развития образования в сельских муниципальных районах.   

Вместе с Качаевой Галиной Васильевной, начальником управления образования администрации Новосёловского района, она изучила документацию по организации процесса планирования учащимися своей деятельности, технолого-методические карты учителей, посетила учебные занятия, провела консультацию для учителей математики, на которой точечно показала, как можно работать с предметным содержанием, чтобы организовать деятельность  учащихся в разновозрастных группах.

     В конце учебного дня, за круглым столом, Маргарита Васильевна ответила на все волнующие вопросы учительской кооперации и дала положительную оценку деятельности учителей по организации пробы.

 

  


Вторая неделя пробы.

     Вторая неделя пробы показала, что учащиеся уже достаточно быстро и качественно осуществляют планирование своей деятельности и, при необходимости, вносят  коррективы в течение учебного дня. Если на первой неделе все ученики находились в роли обучающихся (изучали предметное содержание в разных коммуникациях: в паре, в сводной группе, самостоятельно), то на этой неделе ребята осваивали функцию обучающих - научился сам, обучаю другого. Для этого занятия были организованы по специальным методикам:  взаимотренаж и взаимообмен заданиями. Восьмиклассники дали высокую оценку работе по взаимообмену заданиями. Они обучали друг друга решению задач по теме «Подобные треугольники» и пришли к выводу, что такая работа приводит к лучшему понимаю учебного предмета.

          Одним из результатов данной пробы является сформированность коммуникативных умений учащихся. Проблемы в этой области высветились на этой неделе: у кого-то не строилась работа в паре, кто-то не хотел, чтобы в его тетради писал другой, а это требовалось сделать по данной методике, а кто – то не захотел работать с учащимися младше классом. В  этой метапредметной области предстоит огромный пласт работы для всех участников.

     Неделя закончилась общим собранием учащихся и учительской кооперации. На собрании обговорили заявленные нормы, высказали предложения, поделились впечатлениями. Один из вердиктов учеников: «Нам эта работа начинает нравиться!»

       Проба продолжается! Впереди третья неделя!

 

 


Третья и четвёртая недели пробы.

    С 4 по 12 февраля стояли морозы выше 40 градусов. В третью морозную неделю  часть детей приходили на занятия с 12.00 до 15.00 дня, а часть детей выполняли свои индивидуальные программы самостоятельно и  в дистанционном режиме, получая необходимые консультации и задания.

   В четвёртую неделю, когда морозы отступили  и начались полноценные занятия в школе, в планах на день у учащихся появились  слова «проверяю» и «проверяюсь». Необходимость в проверке выполненного самостоятельно, назрела сама собой. Ребята договаривались о проверке с учителями, осваивали «методику взаимопроверки в паре», а кого-то учителя запланировали на проверку по своему предмету сами, в индивидуальном порядке. Таким образом, учащиеся осваивали ещё одни, необходимые им на занятиях в РВГ, функции - «проверяющего» и «проверяющегося».

   Еженедельно учительская кооперации, в ходе анализа, вносит необходимые коррективы в организацию пробы. На этой неделе были упрощены листы планирования на день и введены полоски планирования. Такие полоски позволили увидеть, правильность планирования своей деятельности всеми учащимися на день и тех детей, кому ещё нужна помощь в планировании. В процессе работы этим детям была дана консультация дежурного учителя и в планы внесены коррективы.

  В конце дня, в постоянных отрядах и на совете командиров обсуждался вопрос клубной деятельности. В результате обсуждения, детям было предложено самим организовать клубную деятельность на следующей неделе с учётом того, что клуб – это место, где «я отдыхаю» или «чему-то научаюсь». Посмотрим, какой будет следующая неделя! Проба продолжается!  


Пятая и шестая недели пробы.

     Пятая неделя пробы – это уже половина того пути, который прошли учащиеся 5-8 классов, живя в школе по вторникам и четвергам  без классов и уроков. Школьная жизнь  ребят  в эти дни течёт своим, особым, чередом: планирование работы на день (выбор предметов, тем, способов работы, видов коммуникации, расчёт времени на изучение учебного материала, на проверку, контроль и т.д.),  реализация намеченного плана  и подведение итогов проделанной работы в конце каждой недели.

     На этой неделе, постоянные отряды, вместе со своими командирами, не получили вопросов  для рефлексии. Обсуждение проходило в свободной форме. Такой подход  дал хорошие результаты: ребята внесли дельные  предложения, озвучили свое несогласие по некоторым вопросам, к чему учительская кооперация внимательно прислушалась, дополнили заявленные нормы поведения.

    Шестая неделя проходила уже с учётом внесённых учащимися предложений. Одним из таких предложений было – самостоятельное планирование  каждым  учеником своей работы на день     (до этого от 30% до 50% учебного времени планировала за ребят учительская кооперация, боясь не отпустить  учебный процесс на самотёк и в соответствии с методиками КУЗ).

     В четверг, 28 февраля, такое право ребятам было дано. 100% всей занятий учащиеся планировали самостоятельно, вот только работать им в этот день пришлось либо в парах (по договорённости), либо самостоятельно. Сводные группы, временные отрезки и определённые методики учительской кооперацией заявлены не были. Рабочий день прошёл спокойно, планомерно, все дети  реализовали план на день, вовремя и в нужное место, приходя на занятия.

     В конце дня, при анализе, учительская кооперация пришла к выводу: к самостоятельному планированию наши дети уже, достаточно готовы, но в силу требований методик коллективных учебных занятий, частично планирование, всё-таки, остаётся за учительской кооперацией.

      Посмотрим, что покажет следующая неделя. Проба продолжается!


Седьмая и восьмая недели пробы.

     Особенностью седьмой недели пробы было заболевание детей гриппом. Больше половины учащихся в разное время из-за болезни пропустили занятия в школе. Придя в школу, эти дети продолжили  учение по своим индивидуальным программам. В этом педагоги увидели огромное преимущество данной формы организации учебного процесса в сравнении с классно-урочной формой. Каждый ребёнок понимал, какую тему он продолжит изучать, что ему необходимо сделать для отработки практических умений и когда он будет в индивидуальном порядке выполнять проверочные и контрольные работы.

     На восьмой, предпоследней неделе, уже начались контрольные работы за 3 четверть. Первыми такую работу писали пятиклассники. За весь период пробы они написали 2 контрольные работы по математике. Результаты первой обрадовали не всех детей, а вот последнюю работу написали очень хорошо; качество выполнения работы увеличилось на 44% (с 33% до 77%).

    На этой же неделе состоялся малый педагогический совет, на котором учительская кооперация, организующая пробу, подвела первые, промежуточные результаты. Чётко были обозначены положительные и отрицательные стороны организованной работы. Сделаны первые попытки понять причины неудавшихся моментов в организации пробы, и приняты решения для дальнейшей работы.

Форма входа
Поиск
BB
Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив новостей
Copyright MyCorp © 2019