Воскресенье, 23.02.2020, 09:48
МБОУ Анашенская СОШ №1
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Полезные ссылки
Статистика
Главная » 2010 » Март » 12 » Школьная библитека в условиях развитого и информационного пространства.
11:09
Школьная библитека в условиях развитого и информационного пространства.

Если сохраним библиотеки, вернем утерянное в нашей культуре» Д.С. Лихачев
 Введение:
В нашей профессии нет равнодушных людей. Случайные люди быстро уходят из школы. Остаются только подвижники, патриоты, которые вопреки всему стремятся заложить в юные души тот запас жизненных знаний, который будет помогать им в дальнейшей взрослой жизни. Приобщением к необходимым знаниям, умениям и навыкам, как все мы знаем, занимаются учителя.
В воспитании нравственных качеств личности им на помощь приходим мы - тихие, на первый взгляд и вовсе незаметные «бойцы невидимого фронта» - школьные библиотекари. Именно мы знакомим детей с миром книг: подводим за руку к книжной полке первоклашку и помогаем найти ему интересную сказку; не даем пропасть подростку в книжном изобилии или в алфавитном каталоге; а что уж говорить о старшеклассниках, если именно мы – первые их помощники в написании многочисленных рефератов и докладов.
Кроме этого, библиотекари – постоянные участники воспитательного процесса, проходящего в школе. Мы участвуем в разработке сценариев, проводим школьные праздники, даем многочисленные мероприятия.
Актуальность: Отличительной особенностью развития нашего общества является его информатизация. Данный процесс в последние годы приобрел поистине глобальный характер. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере. В развитии современной цивилизации происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которым предстоит формировать новую информационную среду общества, самим жить и работать в этой новой среде. Поэтому выпускники наших образовательных учреждений должны обладать следующими качествами: · Умением адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных жизненных ситуаций · Обладать критическим мышлением. Уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения. Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить. · Умением грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления , устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем). · Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях. · Умением самостоятельно работать над развитием собственной личности. Для того, чтобы заложить такие качества в учащихся, сам процесс обучения и воспитания должен проходить внутри информационного пространства. Отсюда и актуальность темы информационного пространства образовательного учреждения, которая определяется новыми представлениями о системе образования человека в условиях развития информационной цивилизации. Отсюда и актуальность тенденции создания и развития своего единого информационного пространства в каждом образовательном учреждении. Зачастую при создании проекта построения информационного пространства ОУ, в них отсутствует понятия «библиотека», либо нечетко определена структура, в которую входят ресурсы школьной библиотеки.
Ссылка (документ, цитата): Роль, значение школьной библиотеки в информационном пространстве школы определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед библиотекой и четко сформулированы в единственном пока обновленном документе «Примерном положении о библиотеке ОУ», вышедшем в 2004 году. Главной задачей школьной библиотеки, в соответствии с этим «Положением», является «обеспечение участникам общеобразовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях :бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях»
Анализ ситуации: Что же мешает библиотеке занять то место, которое отводится ей в информационном пространстве школы? Во-первых, недооценка роли библиотеки и библиотекаря администрацией школы в создании информационного пространства школы; Во-вторых, центральной проблемой школьного библиотекаря и библиотеки является проблема финансовая. Прежде всего, она сказывается на комплектовании - нет денег на пополнение фонда новыми книгами и периодикой. Фонд школьных библиотек стремительно ветшает и не отвечает требованиям современного образования и воспитания. В-третьих, проблемы с помещением и оснащением библиотек. Имеющееся оборудование - допотопное. Особенно удручает отсутствие библиотечной техники и канцелярских товаров. Все эти проблемы также связаны с отсутствием финансирования.
В-четвертых, непонимание администрацией сущности и задач школьной библиотеки, неверная оценка работы библиотеки, непрофессиональное вмешательство, навязывание чуждых форм и методов.
Проблема в образовательном пространстве: 1. Социальная проблема-доступ к информации, обеспечение равных возможностей в получении образовании, необходимость развития определенных услуг. 2. Проблема информационной культуры (уровень информационной культуры человека определяли и будут определять основополагающие знания и умения в области поиска и обработки информации, без которых невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность)
Цели, задачи: Цель современной библиотеки: Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования.
Главные задачи библиотеки: · комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях; · пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; · осуществление размещения, организации и сохранности всех этих документов; · организация и ведение каталогов, картотек, в том числе и электронного каталога, как печатных источников, так и на электронных носителях; · библиотекарь обязан помогать учителям, учащимся добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого электронного источника, · информационная поддержка учебно-воспитательного процесса. Таким образом, библиотека сегодня является очень важным, емким структурным подразделением ОУ, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Решение вопросов по созданию информационной инфраструктуры дает возможность вывести школьные библиотеки на современный уровень обслуживания учащихся и учителей. Автоматизация работы библиотек с применением новейших компьютерных технологий позволит интегрировать различные библиотечно-информационные процессы, то есть предоставит возможность однократной обработки и ввода информации в ЭВМ при многократном и многоцелевом её использовании, повысит оперативность и точность обслуживания абонентов. А в связи с применением Интернет-технологий можно с уверенностью утверждать, что получаемая информация будет наиболее полной.
Объединение всех школьных библиотечных ресурсов в единый комплекс создаст условия для выполнения библиотеками поставленных перед ними задач: · повысить оперативность, полноту и точность получаемой информации при обслуживании абонентов; · сократить трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания); · расширить номенклатуру оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации; · оптимально использовать документальные и информационные ресурсы как своей библиотеки, так и других организаций,
в том числе имеющих ведомственную, территориальную и государственную принадлежность, в интересах пользователей; · повысить комфортность работы пользователей и персонала библиотек; · удовлетворить потребность учителей и учащихся в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств (для самостоятельной работы по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса); · создать и развивать в школьных библиотеках информационные центры (медиатеки) с организованным доступом к информационным образовательным средствам и ресурсам.
Только решив все вышеизложенные задачи, мы начнем переход от образования в условиях закрытого школьного учреждения к образованию в условиях неограниченного доступа к информации.
Учащиеся:
Учащийся, самостоятельно работая в библиотеке, приобретает возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию с дисков CD-ROM; прослушивать и просматривать аудио- и видеозаписи, используя все это для подбора информации к написанию докладов, рефератов, сочинений, обзоров; для подготовки к урокам, диспутам, семинарам и др. Он подбирает здесь разнообразные средства информации к созданию самодельных средств творческой деятельности для учебных или внеклассных потребностей.
Учащийся здесь более самостоятелен в выборе средств, приемов организации деятельности.
Для учащихся старших классов полезны консультации, где дети знакомятся с основными приемами работы с текстами, способами записи прочитанного, составление списков литературы и алгоритмов написания рефератов. Библиотекарем составлены памятки, которыми ребята могут воспользоваться в любой момент.
Учителя:
Учителя в библиотеке получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. На базе библиотеки проводятся некоторые формы уроков, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации: CD-ROM, видеоматериалами по определенной теме учебной программы. 

Финансовые источники
– Бюджетное финансирование (федеральное).
– Внебюджетные средства общеобразовательного учреждения.
– Привлечение средств российских фондов и программ.
Мероприятия
Для достижения этих целей должны быть решены следующие задачи:
– Разработка методики анализа состояния библиотеки общеобразовательного учреждения.
– Проведение анализа состояния библиотеки общеобразовательного учреждения на предмет материальной и кадровой готовности к инновационной деятельности: качество и количество фондов, материально-техническая база, штаты, перспективы развития.
– Разработка программы развития на основе анализа по преобразованию библиотеки общеобразовательного учреждения в информационный библиотечный центр.
– Предоставление библиотеке общеобразовательного учреждения средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, технического обслуживания.
– Подготовка библиотечных кадров общеобразовательного учреждения для работы в сфере информационных технологий. Приоритеты подготовки: овладение файловыми операциями; освоение базовых офисных технологий, технологий навигации и поиска необходимой информации в сети Интернет; электронной почтой и технологиями общения в реальном времени (on-line); обязательным является владение навыками выполнения основных библиотечных функций (автоматизированный ввод, обработка и распространение информации). Вариативный компонент – ознакомление с мультимедийными и сетевыми информационными ресурсами: электронными учебными изданиями, словарями, справочниками, энциклопедиями, электронными библиотеками и т.п.
– Формирование и организация использования фонда документов на любых носителях информации в соответствии с запросами участников учебно-воспитательного процесса.
– Усиление информационной функции библиотеки.
– Формирование информационной и библиотечно-библиографической культуры учащихся.
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ

Техническое оснащение:
- создание двух автоматизированных рабочих мест для сотрудников и пользователей библиотек ;
- приобретение двух лазерных принтеров (цветной и черно-белый);
- приобретение двух копировальных аппаратов;
- приобретение сканера;
- приобретение мультимедийного проектора;
- приобретение DVD - мультисистемы;
- объединение в единую компьютерную сеть структурных подразделений Централизованной библиотечной системы;
- оборудование мебелью (компьютерные столы, компьютерные стойки, книжные шкафы, стеллажи, шкафы для хранения CD-ROM и аудио-, видеоматериалов);
- установка на окна решеток;
-проведение капитального ремонта библиотеки в связи с современными требованиями.
Школа должна перестать воспринимать школьную библиотеку как нечто постороннее, управляемое со стороны. Необходимо повернуться лицом к своей библиотеке, оценить её педагогический потенциал и возможности как учебной информационной среды.
Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И все это открывает новые возможности для работы школьной библиотеки. С внедрением в учебный процесс современных носителей информации и использованием медиасредств, интерес к книге и чтению не пропадёт, и в библиотеку, владеющую современной литературой, по-прежнему будут стремиться читатели: за самой нужной информацией, за квалифицированной помощью.
Просмотров: 1076 | Добавил: an-school | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
BB BB BB
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив новостей
Copyright MyCorp © 2020