Суббота, 27.02.2021, 12:59
МБОУ Анашенская СОШ №1
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
BB BB BB BB BB
Категории раздела
Статьи учителей [6]
Статистика
Главная » Статьи » Статьи учителей

Организация исследовательской деятельности школьников по математике: проблемы, опыт работы.

МОУ Анашенская  СОШ №1  Новосёловского района

 

 

   В 2002 году, имея  за плечами 30-ти летний стаж педагогической деятельности, я поступила в Лесосибирский институт при  КК ИПК РО и закончила его в 2006 году.  Этот период явился началом   организации  проектной и исследовательской деятельности учащихся, через организацию факультативных занятий, внеурочную работу по предмету.

     Прослушав курс «Экспериментальной педагогики», написав две курсовые работы и выпускное квалификационное исследование, под руководством замечательных педагогов Костиной Н.А. и Яковлевой Н.П., поняла, что могу научить своих учеников тому, чему научилась сама.

       Поэтому в  качестве  основных целей ставлю:

·        овладение учащимися общим способом  проектирования, исследования и  перенесение его на любой другой предметный материал;

·        расширение и углубление  математических знаний учащихся, развитие математических способностей.

   В исследовательской деятельности школьников   отрабатываю  следующие  этапы:

·        выбор темы будущего научного исследования;

·        совместное составление плана исследования;

·        работа с литературой и терминологией;

·        выдвижение рабочей гипотезы и анализа результатов исследования;

·        обучение письменному оформлению результатов научно-исследовательской работы;

·        обучение умению публичной защиты исследования.

      В целом в исследовательскую деятельность вовлечено 54% обучаемых мною детей, из них 21%  совершенствуют свои умения пятый год.

    Особый акцент делаю не на количественных, а на качественных изменениях  деятельности. Об уровне овладения исследовательскими умениями можно судить по следующим результатам (Таблица1.)

Год

Тема исследов.  работы

Результат

2006

Золотое сечение

(Филиппова М. – 9кл.)

Лист  Мёбиуса

(Рагулина С.- 7кл.)

2 место на VII районной научно-практической конференции  школьников,(март 2006г).

 

    1 место на VII районной научно-практической конференции, (март 2006г).

    Свидетельство участника  дистанционного тура     Краевого форума  «Молодёжь и наука» (апрель  2007 г).

2007

Удивительные числа

(Ворошилова В. – 7кл)

 

     1 место на VIII районной  научно-практической конференции,(март 2007).

    Диплом победителя  Краевого форума   «Молодежь и наука» (Секция математики, апрель 2007г).

    Свидетельство лауреата Соревнования      молодых  исследователей «Шаг в будущее» по Сибирскому Федеральному округу, (ноябрь 2007).

Публикация работы в краевом  сборнике «Научное общество учащихся» №9, 2008г.

2008

Уникурсальный граф

(Рагулина С.- 8кл.)

   2 место на VIII  Районной научно-практической  конференции школьников

     Свидетельство лауреата     Краевого форума  «Молодёжь и наука»

     Диплом участника Всероссийского фестиваля исследовательских  и творческих работ учащихся «Портфолио» (май 2008г)

2009

Формула Герона

( Рагулина С.- 9кл.

 

   Универсальная    

        формула

(Ворошилова В.- 8кл.)

2 место на IX  районной  научно-практической конференции.

Свидетельство лауреата     Краевого форума  «Молодёжь и наука» (апрель 2009г.)

 

1 место на IX  районной  научно-практической конференции.

Диплом победителя  Краевого форума   «Молодежь и наука» (Секция математики, апрель 2009г).

 

 

2010

   Универсальная   

        формула

(Ворошилова В.- 10кл.)

Участие в Международной научно-практической конференции «Молодёжь Сибири – науке России»

                                                                                                                        Таблица 1.

   Из данной таблицы видно, что за последние три года вырос качественный уровень исследований. Из  года в год, являясь бесспорными победителями в секции «Математика» на школьном и муниципальном уровнях, работы учащихся, за последние три года, достигли  регионального и федерального уровней. 

    Мои многолетние  наблюдения позволяют сделать  следующие выводы:

·        Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.

·        Прививает  навык работы с литературой, что расширяет их кругозор.

·         Учит четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.

·        Выступая много раз перед аудиторией,  учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

·        Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание                                                

                                                                                             Соревнование     молодых                                                           

                                                                                                                  исследователей «Шаг в будущее»

                                                                                                          по Сибирскому Федеральному округу,                                           

·        Исследовательская деятельность даёт  учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.

   Наработав опыт в организации исследовательской деятельности учащихся, создала сборник «Внеурочная исследовательская деятельность», который является методическим пособием для учителей района и результатом деятельности учащихся для  их портфолио.

     За    перечисленными выше   результатами  кроется многолетняя, кропотливая  работа.  Первая проблема, с которой пришлось столкнуться - это выбор темы исследования. Первые пробы оказались неудачными.  Проанализировав ситуацию, поняла, что нет среди моих учеников таких, кто мог бы делать глубокие теоретические выкладки, работая с математическими формулами. Решено было использовать практическую направленность и осваивать два вида  работ: исследовательский проект и исследовательский реферат.

     Чётко разграничила, что исследовательский реферат - содержит достаточное количество литературных источников (допускаются ссылки на Интернет-ресурсы), сформулирована проблема на основе анализа, систематизации и обобщения  работ других авторов. Выдвинута гипотеза по разрешению проблемы, сформулированы задачи исследования (план исследования). Желательно проведение пилотного  исследования, подтверждающего правдоподобность гипотезы. А исследовательский проект - включает реферативную часть (исследовательский реферат), содержит описание проведенного исследования и показывает возможность применения   полученного результата. В нём важно обосновать применение полученного результата и показать его практическую значимость .

        Исследовательский  проект можно разработать на основе интересного математического факта или  занимательной математической задачи, таких задач много в журнале «Квант». Именно такая задача   (журнал «Квант», 1976г) дала тему для работы «Удивительные числа», конечным продуктом которой явился разработанный ученицей календарь. Сначала он имел самодельный вид, однако, для участия в выставке «Шаг в будущее» по Сибирскому Федеральному округу, был разработан дизайн календаря и организована его печать. Работа имела практическое значение, календарик распространялся на территории Новосёловского района и был востребован.

 

 

    Интересный факт о формуле Симпсона  из книги Я. И. Перельмана «Геометрия на свежем воздухе» дал тему для исследовательского проекта «Универсальная формула». Работа также актуальна и имеет практическое значение. Использование формулы Симпсона для более точного определения объёма заготавливаемой древесины даёт значительную экономию при её продаже. Результатами этого исследования заинтересовались в Анашенском лесничестве. Обе эти работы отмечены Дипломом победителя  Краевого форума   «Молодежь и наука» (Секция математики).  

       Любой познавательный вопрос ученика на уроке может стать темой для исследовательского реферата. Так тема для реферата «Формула Герона» появилась с вопроса ученицы на уроке: « Можно эту формулу применить для вычисления площади любого другого вида треугольника?». А у меня с этого урока  появился «Дневник исследований» куда я записываю все интересные вопросы учащихся, которые затем можно переформулировать в исследовательский вопрос. Таким образом, была решена проблема выбора темы для исследовательской деятельности учащихся. Подшивки журнала «Квант» за несколько десятилетий стали самой востребованной литературой в кабинете математики, к тому же  на помощь пришёл Интернет, а любознательность детей, как известно, не знает границ, важно только направить её в нужное русло.  Самое главное, что для такого вида работ достаточно знаний, не выходящих далеко за пределы школьной программы.

     Вторая проблема, которую необходимо было решить,  это овладение  умением публичной защиты исследования. Ребята из далёкой сельской малокомплектной школы терялись при защите работ на районном и региональном уровнях, когда приходилось отвечать на большое количество самых неожиданных вопросов в незнакомой аудитории. Этот психологический барьер снимался через систему действий:

 -  выполнение и защита работы в парах (взаимная поддержка);

 -  продумывание в команде предполагаемых вопросов и вариантов ответа на них (разновозрастное учебное сотрудничество);

 -  видеосъёмка выступлений учащихся с её последующим анализом (возможность увидеть себя со стороны);

 -  выезды делегаций учащихся на конференции, форум «Молодёжь и наука», Соревнование молодых исследователей (возможность увидеть, как представляют и защищают работу учащиеся других школ).

    Таким образом, в организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся я сформулировала свои принципы работы:

1.     Командность.

2.     Мотивация (иерархия успехов).

3.     Мобильность и взаимопомощь.

4.     Сотрудничество ученика и учителя (педагогическая поддержка).

5.     Сотрудничество с родителями (финансовая поддержка).

 

В последнее время стала использовать фотосъёмки этапов исследования на цифровой фотоаппарат. Это экономит время и способствует более качественному оформлению исследовательской работы. Так работа «Универсальная формула» была отмечена А.М. Ароновым как самая грамотная по оформлению на секции математики Краевого форума «Молодёжь и наука» в апреле 2009 года.

Категория: Статьи учителей | Добавил: an-school (03.02.2011)
Просмотров: 9404 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
BB BB BB BBBB
Календарь
Архив новостей
Copyright MyCorp © 2021